title background

Статьи / Deutsche Telecom: Разделение монолита c Camunda

09.09.2020 г., перевод пресс-релиза проекта с сайта Camunda

Узнайте, как Deutsche Telecom перешла от каскадной разработки монолитного приложения к гибкой архитектуре на основе микросервисов.

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Запуск 10-летней монолитной системы Oracle BPEL оказался кошмаром (см.примечание*) для компании Deutsche Telekom IT GmbH. В связи с тем, что время на реализацию идей (time-to-market) превышало один год, а поставщик ограничил внедрение новых функций, компании Deutsche Telekom IT потребовалось быстро измениться. Узнайте, как этот ведущий поставщик IT-услуг всего за восемь месяцев полностью перешел от каскадной разработки (waterfall) монолитного приложения в архитектуру на основе микросервисов, работая с Camunda и гибкой методологией (agile).

На сегодня компания Telekom IT полностью обновила свои системы и теперь:

  • Визуализирует сложную логику в одном месте
  • Легко согласует задания для сотрудников и автоматизированные задачи
  • Использует один и тот же язык для бизнеса и разработки, включая нативную поддержку Java
  • Легко встраивает движок Camunda в различные микросервисы
  • Визуализирует операции в реальном времени с помощью Camunda Cockpit, с первого взгляда понимая прогресс любого процесса
  • Обеспечивает «безопасность по умолчанию» («compliance-by-default») для глобальных распределенных групп, различных поставщиков и конфиденциальных данных

Монолитные проблемы

Deutsche Telekom IT GmbH является внутренним поставщиком IT-услуг компании Deutsche Telekom AG. Компания насчитывает около 9 700 сотрудников по всему миру и располагает общим бюджетом около 1,9 млрд. евро. Она отвечает за проектирование, разработку и эксплуатацию всех собственных и переданных ей IT-систем для поддержки бизнес-процессов Deutsche Telekom и ее дочерних компаний.

В 2007 году компания Deutsche Telekom IT начала использовать движок Oracle BPEL для построения и запуска рабочих процессов BPM и автоматизации процессов. Но этот монолит создал ряд проблем, которые повлияли как на бизнес, так и на пользовательский опыт:

  • Длительный срок выхода идеи на рынок (time-to-market), длившийся более 12 месяцев
  • Привязка к поставщику ограничивала внедрение новых функций — на настройку или внесение изменений в среду уходило пять дней
  • Релизы занимали в среднем 1000 человеко-дней или около трех месяцев
  • Регрессионное тестирование занимало около двух дней для выполнение всех тест-кейсов

«Мы должны быть вовремя, мы не можем ждать семь дней, чтобы обработать заказ, мы не можем ждать семь дней, чтобы ответить на что-то, мы должны всегда быть впереди и всегда ответственными», — объяснил Willm Tüting, управляющий директор компании Conology GmbH, которая работает с Deutsche Telekom IT уже более 10 лет.

Частичная гибкость — это бессмыслица

В 2017 году, запустив 10-летнюю монолитную систему, компания Deutsche Telekom IT сделала первые шаги на пути к модернизации своих процессов, приняв «частично гибкий» подход к разработке, работая в трехмесячном спринте.

«Мы создали несколько процессов для более быстрой доставки мелких исправлений, но это значительно усложнило жизнь», — сказал Willm Tüting.

Все исправления должны были быть доставлены с более крупными запросами на изменения, на что уходило значительное количество рабочих часов. Кроме того, мы упирались в монолитную систему BPEL, которая не обеспечивала настоящей гибкости.

Создание основ для перемен

В 2017 году Deutsche Telekom начала инвестировать в оптоволоконные кабели, чтобы улучшить сервис для пользователей. Благодаря этому существенному обновлению оборудования появилась возможность произвести революцию в устаревших системах Deutsche Telekom IT. Это привело к полному изменению как операционной системы, так и подхода DevOps, руководствуясь тремя целями:

  1. Ускорение: перевод разработки с BPEL на Java и методов работы с каскадного на гибкий
  2. Межфункциональные команды: переход от команд, основанных на навыках, к международным кросс-функциональным командам
  3. Эффективность: повышение эффективности разработки с помощью Camunda, SPRING и других современных технологий

От одного поставщика до 43 платформ

Помня о трех целях, Deutsche Telekom IT реализовала архитектуру на основе микросервисов в облаке с механизмами Camunda BPM, работающими во многих микросервисах. Friedbert Samland, руководитель проекта IT-приложения Deutsche Telekom IT, объяснил, что новая система состоит из элементов:

  1. Микросерисы: Этот подход разделяет монолит и позволяет выполнять кросс-функциональную работу. Нет GUI, вместо него теперь чистая система BPMN. «Вдохновленные руководством по микросервисам соучредителя Camunda Bernd Ruecker, мы запускаем движки Camunda во многих микросервисах, обращаясь напрямую к Брокеру сообщений», — пояснил Friedbert.
  2. Облако: Возможности облака резко сокращают время выполнения и позволяют применять поэтапный подход к доставке с оптимизацией. Не имея готового решения, Telekom IT разработала собственный подход на основе Kubernetes.
  3. Гибкая среда SAFe: Введение новой организации с более коротким временем сквозного цикла обеспечило гибкость и скорость.
  4. Философия DevOps: Автоматизация и самообслуживание являются ключевыми элементами философии DevOps Telekom IT и обеспечивают качество и скорость.

Camunda изменила правила игры

Одним из величайших преимуществ революции Camunda в Deutsche Telekom IT стала возможность «безопасность по умолчанию» («compliance-by-default»). Это высоко автоматизированное решение было необходимо глобально распределенному бизнесу, с командами, работающими по всему миру с различными поставщиками и конфиденциальными данными. Результатом является архитектура, которая обеспечивает «безопасность по умолчанию» («compliance-by-default») и защиту данных.

Deutsche Telekom IT также создала свою собственную платформу внутреннего мониторинга процессов, вдохновленную концепцией жетонов (token), использованной в Camunda’s Cockpit, чтобы пользователи могли с первого взгляда понимать прогресс любого процесса.

Кроме того, помимо поддержки очень гибкой философии DevOps, Camunda позволила Deutsche Telekom IT визуализировать сложную логику в одном месте, легко согласовать задачи сотрудников и автоматизированные задачи, и использовать один и тот же язык для бизнеса и разработки с BPMN.

Тем, кто думает пойти по стопам Deutsche Telekom IT, Willm Tüting дает совет: «Выбирайте стек с умом, не начинайте с полного набора, выбирайте вещи, которые приносят наибольшую пользу вашим потребностям. Думайте масштабно, начинайте с малого, не пытайтесь заполучить Святой Грааль с первой попытки — развивайтесь туда, где вы хотите быть».

*Примечание: С переводом статьи возились долго, из-за слайдов. Когда начинали перевод, в оригинале статьи был абзац про «кошмар» (см. веб архив), но потом Camunda удалила его.

**Примечание: Переведенные слайды пресс-релиза в PDF можно скачать по ссылке.

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита

Deutsche Telecom: Разделение монолита