title background

Статьи / Что такое BI? Стратегии и решения BI

10.11.2018 г., перевод статьи Mary K. Pratt


Business intelligence

Что такое Business intelligence?

Business intelligence (BI) использует программное обеспечение и службы для преобразования данных в полезную информацию, которая информирует о стратегических и тактических бизнес-решениях организации. Инструменты бизнес-аналитики получают доступ к наборам данных и анализируют их, а также выводят результаты анализа в отчеты, сводки, панели мониторинга, графики, диаграммы и карты, чтобы предоставить пользователям подробные сведения о состоянии бизнеса.

Чем BI отличается от BA?

Business intelligence также называют описательной аналитикой, поскольку она описывает прошлое или текущее состояние. «Она не говорит вам, что делать; она говорит вам, что было и что есть», – говорит Майкл Ф. Горман, профессор операционного управления и науки принятия решений в Университете Дейтона в Огайо.

Сравните это объяснение business intelligence (BI) с определением business analytics (BA) – технологического процесса, с помощью которого программное обеспечение анализирует данные для прогнозирования того, что произойдет (прогнозная аналитика) или что может произойти при использовании определенного подхода (предписывающая аналитика). BA также иногда называют передовой аналитикой.

Как работает бизнес-аналитика

Хотя business intelligence и не говорит бизнес-пользователям, что делать или что произойдет, если они выберут определенный курс, BI также не занимается только лишь созданием отчетов. Вместо этого бизнес-аналитика предлагает пользователям способ изучения данных для понимания тенденций и получения сведений.

«Так много людей в бизнесе нуждаются в данных, чтобы лучше выполнять свою работу», – говорит Крис Хейгенс, вице-президент по операциям для WCI Consulting, консультант, ориентированный на BI.

Хейгенс указывает, что инструменты бизнес-аналитики оптимизируют усилия, необходимые людям для поиска, слияния и запроса данных для получения информации, необходимой для принятия правильных бизнес-решений.

«Например, компания, которая хочет лучше управлять своей цепочкой поставок, нуждается в возможностях BI, чтобы определить, где происходят задержки и где существуют вариабельности в процессе доставки», говорит Хейгенс. «Эта компания могла бы также использовать свои возможности BI для определения того, какие продукты чаще всего задерживаются или какие виды транспорта чаще всего связаны с задержками».

«Потенциальные варианты использования BI выходят за рамки типичных показателей эффективности бизнеса для улучшения продаж и снижения затрат», – говорит Синди Хаусон (Cindi Howson), вице-президент по исследованиям в ИТ-исследовательской и консалтинговой фирме Gartner. Она указывает на успешную реализацию инструментов BI в школьной системе Колумбуса, штат Огайо – от анализа посещаемости до производительности учащихся, – которая предназначена для улучшения качества обучения студентов и повышения квалификации выпускников средней школы.

Инструменты бизнес-аналитики

Сегодня организации могут выбирать из надежного списка поставщиков, предлагающих инструменты BI. Gartner идентифицирует почти два десятка поставщиков BI и бизнес-аналитиков в своем отчете Magic Quadrant 2017 года. Лидерами являются Microsoft, Qlik и Tableau. Кроме этого, есть множество других поставщиков инструментов BI, включая Information Builders, Sisense и Zoomdata.

«Организации выбирают платформу BI на основании различных факторов, в том числе размера и сложности их операций, а также того, какой тип технологии у них уже есть (например, IBM, Oracle, SAS, SAP – все они предлагают инструменты BI)», – говорит Хейгенс.

Бизнес-аналитика в действии

В прошлом ИТ-специалисты были основными пользователями приложений бизнес-аналитики. Однако средства бизнес-аналитики стали более интуитивными и удобными, что позволяет большому числу обычных пользователей в различных областях организации использовать эти средства.

Синди Хаусон (Cindi Howson) из Gartner выделяет два типа BI. Первый – это традиционный или классический BI, где ИТ-специалисты используют внутренние транзакционные данные для создания отчетов. Второй – это современный BI, где бизнес-пользователи взаимодействуют с гибкими, интуитивно понятными системами для более быстрого анализа данных.

Хаусон объясняет, что организации обычно выбирают классическую бизнес-аналитику для определенных типов отчетов, таких как нормативные или финансовые отчеты, где точность имеет первостепенное значение, а используемые вопросы и наборы данных являются стандартными и предсказуемыми. Современные средства бизнес-аналитики используются, когда бизнес-пользователям необходимо получить представление о быстро меняющейся динамике, например, о маркетинговых событиях, в которых быстрота получения информации ценится выше стопроцентной правильности данных.

Но в то время как надежная бизнес-аналитика необходима для принятия стратегических бизнес-решений, многие организации с большой неохотой берутся за внедрение на предприятии эффективных стратегий BI. Происходит это из-за плохой практики при работе с данными, тактическими ошибками и многого другого.

Рост самообслуживания бизнес-аналитики

«Поставщики программного обеспечения реагируют на организационную потребность в нескольких возможностях – классическом и современном BI, а также описательном и прогнозируемом – путем реорганизации своих продуктов, чтобы включить в свои платформы множество дополнительных функций», – говорит Хаусон.

«Все поставщики в этом традиционном мире производят переоснащение, для того, чтобы иметь возможность удовлетворить все эти варианты использования – ИТ-бизнес и бизнес-пользователей, описательные, а также диагностические и интеллектуальные», – говорит она.

Тем не менее, Хейгенс считает, что IT по-прежнему играет жизненно важную роль в BI во многих организациях, даже на тех рабочих местах, где реализовано самообслуживание BI для бизнес-пользователей. Пока что по-прежнему кто-то должен устанавливать политики доступа и управлять ими, заниматься управлением данными, а также постоянно работать с пользователями, чтобы обеспечить их желаемыми инструментами бизнес-аналитики.

Ценность бизнес-аналитики

Хотя основное внимание сегодня уделяется работе с большими данными и расширенной аналитикой (а также искусственному интеллекту и машинному обучению), BI по-прежнему актуальна по нескольким причинам.

Во-первых, эксперты говорят, что многие организации все еще не определились с тем, как поступить со своими данными и использовать инструменты BI в полной мере. Так, Майкл Горман из Университета Дейтона утверждает, что большинство организаций, как правило, используют лишь часть возможностей BI, а не полноценную платформу в масштабах предприятия.

«У вас может быть панель управления, которая отображает что-то вроде цен по регионам, а другой руководитель – использует инструмент BI, который дает возможность в полной мере оценить производительность поставщика», – говорит он.

Таким образом, эти организации по-прежнему сосредоточены на тонкой настройке, а затем максимизации своих разработок BI, прежде чем перейти к более продвинутым возможностям аналитики.

Горман считает, что это одна из причин, почему рынок BI-инструментов все еще растет – организации продолжают добавлять возможности в различных функциональных областях для удовлетворения растущего спроса.

Согласно отчету Global Business Intelligence Market 2016-2020, опубликованному в январе 2016 года, международная научно-исследовательская и консультативная компания Technavio прогнозирует, что глобальный рынок BI покажет совокупный годовой темп роста (CAGR) более 10 процентов к 2020 году.

В исследовании говорится об увеличении использования аналитики данных, доступности данных и внедрения облачного BI в качестве трех основных факторов, влияющих на рынок.

Во-вторых, организации будут по-прежнему нуждаться в точном понимании прошлых событий и текущих состояний. Вот почему, по мнению экспертов, даже когда организации все чаще используют передовые аналитики для прогнозирования будущего, они продолжают инвестировать в свои технологии BI.

«Вам нужны обе технологии, потому что вам нужно знать, что происходит», – говорит Хаусон. «Не имеет значения, могу ли я предсказать будущее, если я не знаю, что происходит прямо сейчас». Кроме того, организациям будут по-прежнему необходимы возможности бизнес-аналитики (BI) для проверки анализа, выполняемого более продвинутыми функциями аналитики, по мере добавления этих возможностей.

«Если мы воспользуемся инструментами “черного ящика” BA и, скажем: “не смотрите результаты отчетов, просто измените цену на это или увеличите свой запас там-то”, то получается, что мы слишком доверяем этим инструментам BA», – говорит Горман. «Мы должны контролировать их, и я считаю, что инструменты BI – отличный способ для этого и для того, чтобы держать пользователей в курсе происходящего».

Будущее бизнес-аналитики

Двигаясь вперед, Хаусон считает, что Gartner видит третью волну возможного развития событий в виде чего-то, что исследовательская фирма называет «расширенной аналитикой» – в которой машинное обучение внедряется в программное обеспечение и направляет пользователей по их запросам в данные. «Это будет и BI и аналитика, и это будет разумным подходом», – уверена она.

«Комбинации, включенные в эти программные платформы, сделают каждую функцию более мощной саму по себе и более ценной для бизнесменов, использующих их в комплексе» – говорит Горман.

«Кто-то будет рассматривать отчеты, например, о продажах в прошлом году – это BI, – но они также получат прогнозы о продажах в следующем году – это бизнес-аналитика (BA). Затем добавьте к ним следующие запросы: что произойдет, если мы сделаем X вместо Y», – говорит Горман, объясняя, что производители программного обеспечения переходят на разработку приложений, которые будут предоставлять эти функции в рамках одного приложения, а не поставлять их через несколько платформ, как сейчас.

«Сейчас система дает более ценные рекомендации. Это делает работу лица, принимающего решения, более эффективной, производительной и более точной», – добавляет он.

И хотя BI будет оставаться ценной сама по себе, Хаусон уверен, что организации не смогут конкурировать, если они не выходят за рамки BI и не внедряют расширенную аналитику.

Фактически, в отчете Magic Quadrant от Gartner прогнозируется, что к 2020 году организации, предлагающие своим пользователям доступ к внутренним и внешним данным, повысят ценность инвестиций в аналитику для развития бизнеса в 2 раза по сравнению с теми, кто этого не делает.

Хаусон добавляет: «Существует необходимость в представлении отчетности, но одной только лишь отчетности недостаточно. Если вы сообщаете, о том что уже произошло, ваши сообщения не содержат достаточно информации для успешного ведения бизнеса. Таким образом вы отстаете от конкурентов.